Пояснительная записка Учебный план основного общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова» для 1-11 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), основную образовательную программу среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова», разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ООО и СОО, с учетом Федеральной образовательной программой НОО, ООО, СОО и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебные занятия для обучающихся 1-11 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова» языком обучения является Русский язык. При изучении предметов осуществляется деление обучающихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова». Освоение основной образовательной программ основного общего образования и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы НОО составляет 4 года, образовательной программы ООО - 5 лет, образовательной программы СОО - 2 года. 1. Режим работы Учебный план составлен в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. В учебном плане объем учебной нагрузки не превышает нормы, учебное время распределено на усвоение федерального компонентов содержания образования по классам и учебным предметам в 1 классах – на 33 недели, во 2-11 классах - на 34 недели, в 1-9 специальных (коррекционных) классах – на 33 недели. В 1-11 классах общеобразовательной школы продолжительность урока составляет 45 минут, в классах для обучающихся с ОВЗ – 40 минут. Учебное время: I четверть – 01.09.2023 – 27.10.2023 г. II четверть – 07.11.2023 – 29.12.2023 г. III четверть – 09.01.2024 – 22.03.2024 г. IV четверть – 01.04.2024 – 26.05.2024 г. Каникулярное время – 28 дней. Для обучающихся первых классов, обучающихся с ОВЗ установлены дополнительные каникулы в третьей четверти с 19.02.2024 – 25.02.2024 г. 2. Характеристика организации учебного процесса Начальное общее образование Учебный план 1 – 4 классов является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Целью духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся при изучении предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России» является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. В 2023 - 202 учебном году в 1, 4 классах будут обучаться обучающихся, которые имеют заключение МАУ «ЦППМиСП» об обучении по АООП обучающихся с задержкой психического развития, 1 и 2 варианты. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает полноту реализации программы по родному языку и литературному чтению на родном языке в 1 – 4 классах. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Промежуточная аттестация обучающихся В соответствии с требованиями ФГОС основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного стандарта, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребенка. На уровне начального общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются приказом по школе. Во 2-4 классах промежуточная аттестация осуществляется с выставлением отметок за четверти и год. Аттестация обучающихся 1 класса (устное оценивание, безотметочное обучение) проводится по итогам учебного года в соответствии с ФГОС. Сроки промежуточной аттестации: с 15 мая по 26 мая 2023 года. Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Родной язык (русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура ОРКСЭ 2-4 классы Контрольный диктант с грамматическим заданием Техника чтения Итоговая контрольная работа Творческая работа Творческая работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Творческая работа Творческая работа Творческая работа Сдача нормативов Защита проекта Учебный план Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 3 4 Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика 5 4 4 5 4 4 5 4 2 4 5 4 2 4 5 4 2 4 5 4 2 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Технология Технология 1 1 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 ИТОГО: 20 20 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули 1 1 1 1 Подвижные игры 1 1 1 1 ИТОГО: 21 21 23 23 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 521 21 23 23 дневной учебной неделе) Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 1 1 1 Основы функциональной грамотности 1 1 1 1 Подвижные игры Самбо в школу ИТОГО: 2 2 2 2 - 1 1 1 1 2 22 1 1 1 2 23 1 1 23 23 23 23 1 1 1 3 1 1 1 1 4 Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с задержкой психического развития, 1 вариант Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 4 Обязательная часть Русский язык и литератур- Русский язык 5 5 ное чтение Литературное чтение 4 4 Иностранный язык Иностранный язык (анг2 лийский) Математика и информатика Математика 4 4 Обществознание и Окружающий мир 2 2 естествознание Основы религиозных Основы религиозных куль1 культур и светской этики тур и светской этики Искусство Музыка 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Технология Технология 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 ИТОГО: 20 23 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Учебные предметы, курсы, модули 1 Подвижные игры 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 521 23 дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающие занятия 5 5 Курсы внеурочной деятельности 3 3 Разговоры о важном 1 1 Основы функциональной грамотности 1 1 Самбо в школу 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с задержкой психического развития, 2 вариант Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 4 Обязательная часть Русский язык и литератур- Русский язык 4 ное чтение Литературное чтение 3 Иностранный язык Иностранный язык (английский) 1 Математика и информатика Математика 4 Обществознание и Окружающий мир 2 естествознание Основы религиозных Основы религиозных культур и культур и светской этики светской этики Искусство Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология Технология 1 Физическая культура Физическая культура 3 ИТОГО: 21 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и литератур- Русский язык 1 ное чтение Литературное чтение 1 ИТОГО: 2 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 523 дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность(включая коррекционно8 развивающую область): Коррекционно-развивающие занятия 5 Курсы внеурочной деятельности 3 Разговоры о важном 1 Основы функциональной грамотности 1 Самбо в школу 1 Основное общее образование (5 – 9 классы) Учебный план 5-9 классов является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обучение в 5-9 классе осуществляется по учебному плану основного общего образования (вариант № 1). Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. При изучении иностранного языка, информатики, технологии класс делится на подгруппы (иностранный язык, информатика – подгруппы формируются из списочного состава на алфавиту с делением пополам, по технологии – подгруппа мальчиков и девочек). Содержание обучения в 5 классе реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к условиям основной школы. В целом содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса в 5 классе направлена на изучение учебного предметов «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России», который является логическим продолжением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования. Промежуточная аттестация обучающихся Обучение в 5-8 классах заканчивается промежуточной аттестацией. Формы промежуточной аттестации по каждому предмету устанавливаются педагогическим советом. Итоги промежуточной аттестации оцениваются по 5-балльной системе. Итоговые оценки выставляются с учетом промежуточной аттестации. Сроки промежуточной аттестации: с 13 мая по 24 мая 2024 года. Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Физика Биология Химия 5 классы 6 классы 7 классы 8 классы Диктант с грамматическим заданием Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Диктант с грамматическим заданием Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Сжатое изложение Тест в формате ОГЭ Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Тест в формате ОГЭ Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа - Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Учебный план Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 6а 6б 7а 7б 8 9а Обязательная часть Русский язык и литера- Русский язык 5 6 6 4 4 3 3 тура Литература 3 3 3 2 2 2 3 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 3 3 3 3 3 (английский) Иностранный язык 1 (французский) Математика и информа- Математика 5 5 5 тика Алгебра 3 3 4 4 Геометрия 2 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 Информатика 1 1 1 1 Общественно – научные История 2 2 2 2 2 2 3 предметы Обществознание 1 1 1 1 1 1 География 1 1 1 2 2 2 2 Естественно - научные Физика 2 1 2 3 предметы Химия 2 2 Биология 1 1 1 1 1 2 2 Искусство Музыка 1 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 2 2 1 1 Физическая культура и Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 основы безопасности Основы безопасности жиз1 1 жизнедеятельности недеятельности Основы духовноОсновы духовно1 1 1 нравственной культуры нравственной культуры нанародов России родов России ИТОГО: 27 29 29 30 30 32 33 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Учебные предметы, курсы, модули 2 1 1 2 2 1 Здоровым быть здорово 1 1 1 1 1 Жизнь без опасности 1 1 1 Практикум по химии 1 ИТОГО: 29 30 30 32 32 33 33 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 29 30 30 32 32 33 33 5-дневной учебной неделе) Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 1 1 1 1 1 1 Россия - мои горизонты 1 1 1 1 1 1 Палитра детских голосов 1 Мой Пермский край. Странички далеких и близких 1 времен Здоровым быть здорово 1 Искусство устной речи 1 Решение планиметрических задач 1 Математика в химии 1 Основы функциональной грамотности 1 ИТОГО: 3 2 3 2 2 3 5 9б 3 3 3 4 2 1 3 1 2 3 2 2 1 2 1 - 33 33 33 1 1 1 1 1 5 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с задержкой психического развития Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов 6 7 8 Обязательная часть Русский язык 6 4 Литература 3 2 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 (английский) Иностранный язык (французский) Математика и информатика Математика 5 Алгебра 3 Геометрия 2 Вероятность и статистика 1 Информатика 1 Общественно – научные пред- История 2 2 меты Обществознание 1 1 География 1 2 Естественно - научные предме- Физика 2 ты Химия Биология 1 1 Искусство Музыка 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Технология Технология 2 2 Физическая культура и основы Адаптивная физическая куль2 2 безопасности жизнедеятельно- тура сти Основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной 1 культуры народов России культуры народов России ИТОГО: 29 30 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Учебные предметы, курсы, модули 1 2 Здоровым быть здорово 1 1 Жизнь без опасности 1 Практикум по химии Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 30 32 учебной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционно8 8 развивающую область) 3 3 Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия психокоррекционные (психологические и дефектологические)» 2 2 Коррекционный курс «Логопедические занятия» Курсы внеурочной деятельности 3 2 Разговоры о важном 1 1 Россия – мои горизонты 1 1 Палитра детских голосов 1 Здоровым быть здорово Русский язык и литература 3 2 3 1 4 2 1 2 1 2 2 2 2 1 1 2 1 32 1 1 33 8 3 2 3 1 1 1 Среднее общее образование Учебный план 10-11 классов является важнейшим нормативным документом по введению ФГО СОО в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и элективных курсов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обучение в 10-11 классах осуществляется по учебному плану среднего общего образования (универсальный профиль). В целях усиления практической направленности предмета «Математика» данный предмет изучается в 11 классе на углубленном уровне, в 10 классе на углубленном уровне преподаются биология и химия. С целью индивидуализации обучения часть, формируемая участниками образовательного процесса направлена на введение элективных курсов, способствующих расширению и углублению знаний по отдельным учебным предметам. Проведение элективных курсов является неотъемлемой частью образовательного процесса на третьей уровне образования, предоставляя обучающимся возможность выбора индивидуального образовательного маршрута. Содержание элективных курсов сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей следующим образом: по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации»; по литературе «Современная литература»; по математике «Решение задач повышенной сложности» по английскому языку «Английский в современном мире»; по истории «Самодержавие и реформы; по обществознанию «Человек в мире права». Промежуточная аттестация обучающихся Обучение в 10 классе заканчивается промежуточной аттестацией. Формы промежуточной аттестации по каждому предмету устанавливаются педагогическим советом. Итоги промежуточной аттестации оцениваются по 5-балльной системе. Итоговые оценки выставляются с учетом промежуточной аттестации. Сроки промежуточной аттестации: с 13 мая по 24 мая 2023 года. Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Физика Биология Химия Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс Тестовая работа в формате ЕГЭ Сочинение Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Тестовая работа в формате ЕГЭ Итоговый тест Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Сдача нормативов Итоговый тест Учебный план Среднее общее образование Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Естественнонаучные предметы Общественнонаучные предметы Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Учебные предметы Уровень Количество часов в неделю 10 Обязательная часть Русский язык Б 2 Литература Б 3 Родной язык Б (русский) Родная литература Б (русская) Иностранный язык Б 3 (английский) Математика Б Алгебра Б 2 Геометрия Б 2 Вероятность и стаБ 1 тистика Информатика Б 1 Физика Б 2 Химия У 3 Биология У 3 История Б 2 Обществознание Б 2 География Б 1 Физическая культура Б 3 Основы безопасноБ 1 сти жизнедеятельности Количество часов за год Уровень Количество часов в неделю 11 Количество часов за год 68 102 - Б Б Б 1 3 0,5 34 102 17 - Б 0,5 17 102 Б 3 102 68 68 34 У - 6 - 204 - 34 68 102 102 68 68 34 102 34 Б Б Б Б Б Б Б Б Б 1 2 1 1 2 2 1 3 1 34 68 34 34 68 68 34 102 34 31 28 ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Учебные предметы, курсы, модули 3 102 6 Индивидуальный проект 1 34 1 Элективный курс по русскому языку 1 34 1 «Трудные вопросы пунктуации» Элективный курс по литературе «Совре1 менная литература» Элективный курс по английскому языку 0,5 «Английский в современном мире» Элективный курс «Решение задач повы1 шенной сложности» Элективный курс по истории «Самодер0,5 жавие и реформы» Элективный курс по обществознанию 1 34 1 «Человек в мире права» ИТОГО: 34 1156 34 Максимально допустимая недельная 34 34 204 34 34 34 17 34 17 34 1156 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном 1 Россия – мои горизонты 1 ИТОГО: 2 1 1 2 Учебный план Среднее общее образование Предметная область Учебные предметы Уровень Количество часов в неделю 10-11 Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественные науки Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Математика Информатика Английский язык Физика Химия Биология География Астрономия История Обществознание Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Б Б Б Б 1 3 0,5 0,5 1 3 0,5 0,5 У Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б 6 1 3 2 1 1 1 1 2 2 3 1 6 1 3 2 1 1 1 2 2 3 1 Итого, обязательная часть: 29 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Индивидуальный проект ЭК 1 Элективный курс по русскому языку «Всемогущий и заЭК 1 нимательный синтаксис» Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы ЭК пунктуации» Элективный курс по литературе «Современная литератуЭК 1 ра» Элективный курс по литературе «Русская литература: ЭК классика и современность» Элективный курс по английскому языку «Английский в ЭК 1 современном мире» Элективный курс по истории «Самодержавие и рефорЭК мы» Элективный курс по обществознанию «Человек в мире ЭК 1 права» Элективный курс по биологии «Решение сложных задач ЭК и заданий по биологии» 5 Итого, часть, формируемая участниками ОО: ИТОГО: 34 28 1 2 1 0,5 0,5 1 6 34 Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализует образовательная организация. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование ЗОЖ, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обучающихся 1-4 классов объединены в 1 класс-комплект. Обучение в 1 и 4 классах осуществляется по учебному плану для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями и ритмикой. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций МАУ «ЦППМиСП». Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Корреционно-развивающая область представлена во всех классах-комплектах в объеме 6 часов. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование I вариант Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 2 3 4 Обязательная часть Русский язык 3 3 Чтение 3 4 Речевая практика 2 2 Математика Математика 3 4 Естествознание Мир природы и человека 2 1 Искусство Музыка 2 1 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 Физическая культура Адаптированная физическая культура 3 3 Технологии Ручной труд 2 1 Итого, обязательная часть: 21 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Естествознание Мир природы и человека 1 Искусство Музыка 1 Технологии Ручной труд 1 Итого, часть формируемая участниками ОО: 3 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия 6 6 и ритмика): логопедические занятия 3 3 ритмика 1 1 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 Курсы внеурочной деятельности 1 1 Разговоры о важном 1 1 Язык и речевая практика 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 1 1 1 3 23 6 1 1 1 3 23 6 3 1 2 1 1 3 1 2 1 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование II вариант Предметные области Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Учебные предметы Обязательная часть Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд Количество часов в неделю 1 2 3 2 2 2 1 Искусство 2 3 Физическая культура 2 Технология 17 ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули 2 Математика Математические представления 1 Физическая культура Адаптивная физкультура 1 ИТОГО: 19 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 Внеурочная деятельность, в том числе 7 Коррекционные курсы: 6 сенсорное развитие 2 предметно-практические действия 1 двигательное развитие 1 альтернативная коммуникация 2 Курсы внеурочной деятельности 1 Разговоры о важном 1 3 2 2 2 1 2 3 2 17 2 1 1 19 23 7 6 2 1 1 2 1 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование I, II варианты Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык Чтение Речевая практика Математика Математика Окружающий мир Окружающий природный мир (естествознание) (мир природы и человека) Человек Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение (музыка) Изобразительная деятельность (изобразительное искусство) Физическая культура Адаптивная физкультура (физическая культура) Технологии Ручной труд ИТОГО: Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика/двигательное развитие развитие психомоторики и сенсорных процессов/сенсорное развитие предметно-практические действия Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Количество часов в неделю 1-4 3 4 2 4 2 2 1 2 3 3 2 28 6 2 1 2 1 1 1 Обучение по адаптированным образовательным программам При составлении учебного плана учтены основные принципы коррекционноразвивающего обучения: - гуманизация образовательного процесса; - адаптивность и вариативность системы образования; - оптимизация учебной нагрузки в соответствии с состоянием соматического и нервнопсихического здоровья обучающихся; - усиление профессионально-трудовой ориентации образовательного процесса. Обучение в 5-6, 7-9 классов осуществляется по учебному плану с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающихся 5-6, 7-9 классов объединены в 2 класса-комплекта. При изучении профильного труда класс-комплект делится на подгруппу мальчиков и подгруппу девочек. Для проведения учебных занятий установлен скользящий график для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает оптимальный срок для получения ими общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. На начальном этапе обучения общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Во второй ступени продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Профессионально – трудовое обучение представлено курсами «Швейное дело» и «Столярное дело». Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями, специфические коррекционные предметы, а курсы, входящие в коррекционно-развивающую область. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование Предметные области Учебные предметы 5 Количество часов в неделю 6 7 8 Обязательная часть Русский язык 4 4 4 Чтение (литературное чтение) 4 4 4 Математика 4 4 3 Информатика 1 Естествознание Природоведение 2 2 Биология 2 Человек и общество География 2 2 Основы социальной жизни 2 2 2 Мир истории 2 История Отечества 2 Искусство Рисование (изобразительное 2 искусство) Музыка 1 Физическая культура Адаптивная физическая 2 2 2 культура Технологии Профильный труд 6 6 7 ИТОГО: 27 28 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули 2 2 1 Искусство Музыка 1 Практическая математика 1 Мой Пермский край. Мир живой природы 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 29 30 30 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекцион6 6 6 ные занятия и ритмика) Курсы внеурочной деятельности 1 2 2 Разговоры о важном 1 1 1 Россия – мои горизонты 1 1 Язык и речевая практика Математика 9 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 2 2 7 29 7 29 1 1 30 1 1 30 6 6 2 1 1 2 1 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 8 9 Обязательная часть Язык и речевая прак- Речь и альтернативная коммуни3 3 тика кация Математика Математические представления 2 2 Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 Человек 2 1 Домоводство 3 5 Окружающий социальный мир 2 3 Искусство Музыка и движение 3 2 Изобразительная деятельность 3 Физическая культура Адаптивная физкультура 3 2 Технология Профильный труд 4 Итого, обязательная часть: 23 24 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули 1 1 Мой Пермский край. Мир живой природы 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 Внеурочная деятельность, в том числе 6 6 Коррекционные курсы: 4 4 Сенсорное развитие 1 1 Предметно-практические действия 1 1 Двигательное развитие 1 1 Альтернативная коммуникация 1 1 Курсы внеурочной деятельности 2 2 Разговоры о важном 1 1 Россия – мои горизонты 1 1 3 2 2 5 3 2 2 5 24 1 1 30 6 4 1 1 1 1 2 1 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование I, II варианты Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык, речь и альтернативная коммуникация Чтение Математика Математика, математические представления Окружающий мир Окружающий природный мир, (естествознание) природоведение Человек Окружающий социальный мир, основы социальной жизни Обществознание Мир истории География Искусство Изобразительная деятельность, рисование (изобразительное искусство) Музыка и движение, музыка Физическая культура Адаптивная физкультура, адаптивная физическая культура Технологии Домоводство Профильный труд Мой Пермский край. Мир живой природы ИТОГО: Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика/двигательное развитие развитие психомоторики и сенсорных процессов/сенсорное развитие предметно-практические действия Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Россия – мои горизонты Язык и речевая практика Количество часов в неделю 5-6 4 4 4 2 2 2 2 2 3 3 3 3 6 1 41 6 2 1 2 1 2 1 1 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование I, II варианты Предметные области Язык и речевая практика Математика Окружающий мир (естествознание) Обществознание Искусство Физическая культура Технологии Учебные предметы Обязательная часть Русский язык, речь и альтернативная коммуникация Чтение Математика, математические представления Информатика Окружающий природный мир, биология Человек Окружающий социальный мир, основы социальной жизни История Отечества География Изобразительная деятельность, изобразительное искусство Музыка и движение Адаптивная физкультура, адаптивная физическая культура Домоводство Профильный труд Практическая математика Мой Пермский край. Мир живой природы ИТОГО: Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): логопедические занятия ритмика/двигательное развитие развитие психомоторики и сенсорных процессов/сенсорное развитие предметно-практические действия Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Россия – мои горизонты Количество часов в неделю 7-9 4 4 3 1 2 1 3 2 2 2 2 5 7 1 1 40 6 2 1 2 1 2 1 1 Обучение по адаптированным образовательным программам Индивидуальное обучение Учебный план индивидуального обучения по программе «Особый ребенок» составлен на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ-10), утвержденной на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО в 2010 году с учетом количества часов, выделяемых на индивидуальное обучение. Индивидуальное обучение данных обучающихся осуществляется на основании медицинских справок, выданных ГБУЗ ПК «Кунгурская больница». Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей. Учебный план 5 класса представлен для обучающихся с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Учебный план 7-8 классов представлен II вариантом. СИПР, разработанная образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план, содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Обучающийся 9 класса обучаются по программе «Особый ребенок». При организации обучения индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться от 10 до 15 недельных часов. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам Программа «Особый ребенок» Индивидуальное обучение № п/п 1. 2. 3. 4. Учебные предметы Письмо Чтение Счет Социально-бытовая ориентировка ИТОГО: Количество часов в неделю 9 3 2 3 2 10 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам для слабовидящих обучающихся, II вариант Основное общее образование Индивидуальное обучение Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Учебные предметы Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Общественно-научные История предметы География Естественно-научные Биология предметы Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и ос- Адаптивная физическая новы безопасности жизне- культура деятельности Основы духовноОсновы духовнонравственной культуры на- нравственной культуры народов России родов России ИТОГО: Количество часов в неделю 5 3 2 1 3 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 15 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой умственной отсталостью Основное общее образование Индивидуальное обучение Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая прак- Русский язык тика Чтение (литературное чтение) Математика Математика Информатика Естествознание Природоведение Биология Человек и общество География Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Искусство Рисование (изобразительное искусство) Музыка Физическая культура Адаптивная физическая культура Технологии Профильный труд ИТОГО: Количество часов в неделю 6 2 2 2 1 1 0,5 0,5 1 2 12 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование II вариант Индивидуальное обучение Предметные области Учебные предметы Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд ИТОГО: Искусство Физическая культура Технологии Количество часов в неделю 5 7 8 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 2 2 1 1 2 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 10 10 10