Пояснительная записка 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план МБОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова» I, II, III уровней сформирован на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 г. № 1644); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями 29.12. 2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 24.09.2020 г., 11.12.2020 г.); Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22). Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России» Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении третьего часа физической культуры» от 08.10.2010 г. ИК-1494/19; Устав МАОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова». 2. Режим работы Учебный план составлен в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. В учебном плане объем учебной нагрузки не превышает нормы, учебное время распределено на усвоение федерального компонентов содержания образования по классам и учебным предметам в 1 классах – на 33 недели, во 2-11 классах - на 34 недели, в 2-9 специальных (коррекционных) классах – на 33 недели. В 1-11 классах общеобразовательной школы продолжительность урока составляет 45 минут, в специальных (коррекционных) классах – 40 минут. Учебное время: I четверть – 01.09.2022 – 28.10.2022 г. II четверть – 07.11.2022 – 29.12.2022 г. III четверть – 11.01.2023 – 24.03.2023 г. IV четверть – 03.04.2023 – 31.05.2023 г. Каникулярное время – 30 дней. Для обучающихся первых классов, обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида установлены дополнительные каникулы в третьей четверти с 13.02.2023 – 19.02.2023 г. 3. Характеристика организации учебного процесса Начальное общее образование Учебный план 1 – 4 классов является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Целью духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся при изучении предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России» является социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. В 2022 - 2023 учебном году в 1 – 4 классах будут обучаться обучающихся, которые имеют заключение ТПМПк и МАУ «ЦППМиСП» об обучении по АООП обучающихся с задержкой психического развития, 1 и 2 варианты. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает полноту реализации программы по родному языку и литературному чтению на родном языке в 1 – 4 классах. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Промежуточная аттестация обучающихся В соответствии с требованиями ФГОС основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности лич- ностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного стандарта, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребенка. На уровне начального общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются приказом по школе. Во 2-4 классах промежуточная аттестация осуществляется с выставлением отметок за четверти и год. Аттестация обучающихся 1 класса (устное оценивание, безотметочное обучение) проводится по итогам учебного года в соответствии с ФГОС. Сроки промежуточной аттестации: с 15 мая по 26 мая 2023 года. Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Родной язык (русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Математика Окружающий мир Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура ОРКСЭ 2-4 классы Контрольный диктант с грамматическим заданием Техника чтения Итоговая контрольная работа Творческая работа Творческая работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Творческая работа Творческая работа Творческая работа Сдача нормативов Защита проекта Учебный план Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных культур и культур и светской этики светской этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Итого, обязательная часть: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Физическая культура Физическая культура Итого часть, формируемая участниками ОО: ИТОГО: Максимальная учебная нагрузка: Количество часов в неделю 1 5 4 4 2 1 1 1 2 20 1 1 1 21 21 Учебный план Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Родной язык (русский) Литературное чтение на родном языке (русском) Иностранный язык (английский язык) Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных кулькультур и светской этики тур и светской этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса ИТОГО: Максимальная учебная нагрузка: Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Количество часов в неделю 2 3 4 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 4 3 0,5 0,5 2 2 2 4 2 4 2 4 2 - - 1 1 1 1 3 - 1 1 1 3 - 1 1 1 3 - 23 23 23 23 23 23 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с задержкой психического развития Начальное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Русский родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных кулькультур и светской этики тур и светской этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Количество часов в неделю 1 2 3 4 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 4 4 0,5 0,5 4 3 0,5 0,5 - 2 2 2 4 2 4 2 4 2 4 2 - - - 1 1 1 1 3 21 - 1 1 1 3 23 - 1 1 1 3 23 - 1 1 1 3 23 - 21 23 23 23 Основное общее образование (5 – 9 классы) Учебный план 5-9 классов является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обучение в 5-9 классе осуществляется по учебному плану основного общего образования (вариант № 1). Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Содержание обучения в 5 классе реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к условиям основной школы. В целом содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса в 5 классе направлена на изучение учебного предметов «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России», который является логическим продолжением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования. Промежуточная аттестация обучающихся Обучение в 5-8 классах заканчивается промежуточной аттестацией. Формы промежуточной аттестации по каждому предмету устанавливаются педагогическим советом. Итоги промежуточной аттестации оцениваются по 5-балльной системе. Итоговые оценки выставляются с учетом промежуточной аттестации. Сроки промежуточной аттестации: с 15 мая по 26 мая 2023 года. Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Физика Биология Химия 5 классы 6 классы 7 классы 8 классы Диктант с грамматическим заданием Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Диктант с грамматическим заданием Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Сжатое изложение Тест в формате ОГЭ Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговый тест Контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа - Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Тест в формате ОГЭ Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа - Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Творческий проект Сдача нормативов Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Итоговый тест Учебный план Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранные языки Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Общественно – научные предметы История География Биология Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Итого, обязательная часть: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Естественно –научные предметы Биология Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной культуры народов России культуры народов России Физическая культура и основы без- Основы безопасности жизнедеяопасности жизнедеятельности тельности Итого часть, формируемая участниками ОО: ИТОГО: Количество часов 5 5 3 3 5 2 1 1 1 1 2 2 26 3 1 1 1 3 29 Учебный план Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Английский язык Немецкий язык Математика Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Технология Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Математика и информатика Общественно – научные предметы Естественно – научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Часть, формируемая участниками образовательного процесса ИТОГО: Количество часов в неделю 6 7 8 9 6 4 3 3 3 2 2 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3 3 3 3 5 5 5 5 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 - 1 2 2 1 1 1 2 - 1 2 2 2 2 1 2 1 1 2 3 2 2 1 1 3 3 3 3 - - - - 30 31 33 33 Среднее общее образование Учебный план 10-11 классов является важнейшим нормативным документом по введению ФГО СОО в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и элективных курсов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обучение в 10-11 классах осуществляется по учебному плану среднего общего образования (универсальный профиль). В целях усиления практической направленности предмета «Математика» данный предмет изучается на углубленном уровне. С целью индивидуализации обучения часть, формируемая участниками образовательного процесса направлена на введение элективных курсов, способствующих расширению и углублению знаний по отдельным учебным предметам. Проведение элективных курсов является неотъемлемой частью образовательного процесса на третьей уровне образования, предоставляя обучающимся возможность выбора индивидуального образовательного маршрута. Содержание элективных курсов сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей следующим образом: по русскому языку «Всемогущий и занимательный синтаксис»; по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации»; по литературе «Современная литература»; по литературе «Русская литература: классика и современность»; по английскому языку «Английский в современном мире»; по истории «Самодержавие и реформы; по обществознанию «Человек в мире права»; по биологии «Решение сложных задач и заданий по биологии». Промежуточная аттестация обучающихся Обучение в 10 классе заканчивается промежуточной аттестацией. Формы промежуточной аттестации по каждому предмету устанавливаются педагогическим советом. Итоги промежуточной аттестации оцениваются по 5-балльной системе. Итоговые оценки выставляются с учетом промежуточной аттестации. Сроки промежуточной аттестации: с 15 мая по 26 мая 2023 года. Учебные предметы Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Физика Биология Химия Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс Тестовая работа в формате ЕГЭ Сочинение Итоговая контрольная работа Итоговый тест Итоговый тест Тестовая работа в формате ЕГЭ Итоговый тест Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Тестовая работа в формате ЕГЭ Сдача нормативов Итоговый тест Учебный план Среднее общее образование Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественные науки Учебные предметы Количество часов в неделю 10 Обязательная часть Русский язык Б 1 Литература Б 3 Родной язык Б 0,5 (русский) Родная литература Б 0,5 (русская) Математика У 6 Информатика Б 1 Английский язык Б 3 Физика Химия Биология География Астрономия История Обществознание Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Уровень Б Б Б Б Б Б Б Б Б 2 1 1 1 1 2 2 3 1 Количество часов за год Уровень Количество часов в неделю 11 Количество часов за год 34 102 17 Б Б Б 1 3 0,5 34 102 17 17 Б 0,5 17 204 34 102 У Б Б 6 1 3 204 34 102 68 34 34 34 34 68 68 102 34 Б Б Б Б Б Б Б Б 2 1 1 1 2 2 3 1 68 34 34 34 68 68 102 34 Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Часть, формируемая участниками образовательного процесса Индивидуальный проект ЭК 1 34 ЭК 1 Предметы и курсы по выбору ЭК 4 136 ЭК 5 ИТОГО: 34 1156 34 34 170 1156 Учебный план Среднее общее образование Предметная область Учебные предметы Уровень Количество часов в неделю 10-11 Русский язык и литература Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественные науки Общественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Математика Информатика Английский язык Физика Химия Биология География Астрономия История Обществознание Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Б Б Б Б 1 3 0,5 0,5 1 3 0,5 0,5 У Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б 6 1 3 2 1 1 1 1 2 2 3 1 6 1 3 2 1 1 1 2 2 3 1 Итого, обязательная часть: 29 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Индивидуальный проект ЭК 1 Элективный курс по русскому языку «Всемогущий и заЭК 1 нимательный синтаксис» Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы ЭК пунктуации» Элективный курс по литературе «Современная литератуЭК 1 ра» Элективный курс по литературе «Русская литература: ЭК классика и современность» Элективный курс по английскому языку «Английский в ЭК 1 современном мире» Элективный курс по истории «Самодержавие и рефорЭК мы» Элективный курс по обществознанию «Человек в мире ЭК 1 права» Элективный курс по биологии «Решение сложных задач ЭК и заданий по биологии» 5 Итого, часть, формируемая участниками ОО: ИТОГО: 34 28 1 2 1 0,5 0,5 1 6 34 Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализует образовательная организация. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование ЗОЖ, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обучающихся 1-4 классов объединены в 1 класс-комплект. Обучение в 1 и 4 классах осуществляется по учебному плану для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 2 вариант, во 2 и 3 классах – с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями и ритмикой. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций МАУ «ЦППМиСП». Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Коррекционные, индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в рамках должностных обязанностей педагога – психолога. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование I вариант Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 2 3 4 Обязательная часть Русский язык 3 3 Чтение 3 4 Речевая практика 2 2 Математика Математика 3 4 Естествознание Мир природы и человека 2 1 Искусство Музыка 2 1 Изобразительное искусство 1 1 Физическая культура Физическая культура 3 3 Технологии Ручной труд 2 1 Итого, обязательная часть: 21 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Естествознание Мир природы и человека 1 Искусство Музыка 1 Технологии Ручной труд 1 Итого, часть формируемая участниками ОО: 3 Коррекционно-развивающая область Коррекционные занятия 1 1 Ритмика 1 1 Внеурочная деятельность 1 1 ВСЕГО: 21 23 Язык и речевая практика 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 3 4 2 4 1 1 1 3 1 20 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 23 1 1 1 23 Предмет «Ритмика» проводится во второй половине дня, чтобы избежать учебной перегрузки, и в максимальную недельную учебную нагрузку обучающихся не входит. Коррекционные занятия проводятся в рамках должностных обязанностей педагога – психолога. * Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Начальное общее образование II вариант Предметные области Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Учебные предметы Обязательная часть Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность Физическая культура Адаптивная физкультура Коррекционно – развивающие занятия Часть, формируемая участниками образовательных отношений ИТОГО: Количество часов в неделю 1 4 3 2 2 2 3 1 2 3 2 2 20 2 2 2 3 2 2 3 2 2 22 Обучение по адаптированным образовательным программам (VIII вид) При составлении учебного плана VIII вида также учтены основные принципы коррекционно-развивающего обучения: - гуманизация образовательного процесса; - адаптивность и вариативность системы образования; - оптимизация учебной нагрузки в соответствии с состоянием соматического и нервнопсихического здоровья обучающихся; - усиление профессионально-трудовой ориентации образовательного процесса. Обучение в 5-7 класса осуществляется по учебному плану с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающихся 5-7, 8-9 классов объединены в 2 класса-комплекта. Для проведения учебных занятий установлен скользящий график для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает оптимальный срок для получения ими общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. На начальном этапе обучения общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Во второй ступени продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Профессионально – трудовое обучение представлено курсами «Швейное дело» и «Столярное дело». Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Чтение Математика Информатика Естествознание Природоведение Биология География Человек и общество Мир истории Основы социальной жизни История отечества Искусство Изобразительное искусство Музыка Физическая культура Физическая культура Технологии Профильный труд Итого, обязательная часть: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Искусство Музыка Итого, часть, формируемая участниками ОО: ИТОГО: Язык и речевая практика Математика Количество часов в неделю 5 6 7 4 4 4 2 1 2 1 3 6 27 2 4 4 4 2 2 2 1 3 6 28 2 4 4 3 1 2 2 2 2 3 7 30 2 1 - - 28 28 30 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Язык и речевая прак- Речь и альтернативная коммунитика кация Математика Математические представления Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность Физическая культура Адаптивная физкультура Технология Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия Часть, формируемая участниками образовательных отношений ИТОГО: Количество часов в неделю 7 2 2 2 1 5 2 2 3 2 2 2 25 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам (VIII вид) II вариант № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. Образовательные области Образовательные компоненты (учебные предметы) Обязательная часть Русский язык Чтение Математика Математика Обществознание История отечества Этика География Естествознание Естествознание Технология Домоводство Региональный компонент Искусство Профильный труд Физкультура Физкультура (спортивная подготовка) ИТОГО: Язык и речь Количество часов в неделю 8 9 4 4 4 2 1 2 2 2 3 4 4 2 1 2 2 2 10 2 12 2 33 34 Предмет «Профильный труд» в 9 классе (1 час) проводится во второй половине дня, чтобы избежать учебной перегрузки, и в максимальную недельную учебную нагрузку обучающихся не входит. * Обучение по адаптированным образовательным программам Индивидуальное обучение Учебный план индивидуального обучения по программе «Особый ребенок» составлен на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ-10), утвержденной на заседании лаборатории специального образования ПКИПКРО в 2010 году с учетом количества часов, выделяемых на индивидуальное обучение. Индивидуальное обучение данных обучающихся осуществляется на основании медицинских справок, выданных ГБУЗ ПК «Кунгурская больница». Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей. Учебный план 4 класса представлен для обучающихся с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Учебный план 7 класса представлен II вариантом. СИПР, разработанная образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план, содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Обучающиеся 8-9 классов обучаются по программе «Особый ребенок». При организации образования индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться от 8 до 10 недельных часов. Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам Программа «Особый ребенок» Индивидуальное обучение № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Учебные предметы Письмо Чтение Счет Развитие речи Социально-бытовая ориентировка ИТОГО: Количество часов в неделю 8 9 3 3 2 2 3 3 2 2 10 10 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с задержкой психического развития Начальное общее образование Индивидуальное обучение Предметные области Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Русский родной язык Литературное чтение на родном языке Иностранный язык (английский) Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных кулькультур и светской этики тур и светской этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура ИТОГО: Количество часов в неделю 4 2 1 0,5 0,5 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 10 Учебный план Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Основное общее образование II вариант Индивидуальное обучение Предметные области Язык и речевая практика Математика Окружающий мир Учебные предметы Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность Физическая культура Адаптивная физкультура Технологии Профильный труд Коррекционно-развивающие занятия ИТОГО: Количество часов в неделю 4 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 8 10